Главный тренер сборной России по футболу голландец Гус Хиддинк подверг критике действия президента Российского футбольного союза Виталия Мутко, а также в довольно резкой форме ответил на нападки главы РФС в адрес Александра Бородюка. Мутко от ответных выпадов пока воздерживается.
В частности, Хиддинку не понравился тот факт, что «мистер Мутко» перед матчем с Эстонией довольно долго воодушевлял игроков на подвиги. «В международном футболе принято, что за полтора часа до игры президент говорит игрокам: «Удачи!» – после чего выходит из раздевалки, и футболисты могут сконцентрироваться на игре, – рассказал Хиддинк «Спорт-Экспрессу». – У мистера Мутко же энтузиазма столько, что он возвращается и возвращается в раздевалку. И, конечно, в какой-то момент мне приходится вежливо просить его покинуть ее, позволить игрокам готовиться к матчу».
Также главный тренер сборной России выступил в защиту своего помощника Александра Бородюка, которого Мутко подверг резкой критике за отказ от поездки на ответный стыковой матч молодежной сборной за право выступить на Чемпионате Европы-2007.
«Такое обвинение крайне несправедливо. Вдвойне неприятно, что оно сделано задним числом, – заявил Хиддинк. – Была четкая договоренность между мною, Алексом и президентом, и мне не понравилось, что Мутко позволил себе о ней забыть. Если я или мои ассистенты бывают в чем-то недовольны друг другом, мы собираемся и прямо об этом говорим. Отношения должны быть честными. Мы все плывем в одной лодке, должны помогать друг другу или даже конструктивно критиковать друг друга – но мы не имеем права бросаться обвинения в людей, с которыми были достигнуты четкие договоренности».
Еще Гуса Хиддинка очень задело высказывание Виталия Мутко, сказанное им в лицо тренеру после ничьей с Израилем. Тогда глава РФС заявил: «А вы, Гус, не волшебник, как я думал».
«Никогда не говорил и не считал себя волшебником. Говорил только о том, что мы должны упорно работать, чтобы подняться из тех низов, где оказались, – ответил на это Хиддинк на страницах этого издания. – Я приехал в Россию с огромной энергией и рассчитывал, что мы все будем делать вместе. И когда услышал от президента РФС такую реакцию на ничью, она мне не понравилась. Я счел, что ко мне было проявлено неуважение. Да, не был достигнут желаемый результат, но в российском футболе сейчас начинается новая эра, и я хочу сделать все, чтобы она получилась как можно более успешной. Меня очень разочаровывает, когда люди воспринимают мое присутствие иначе и говорят вещи, подобные этой.
Жаль, что такие недоразумения происходят. Но у меня достаточно энергии, чтобы не опускать рук и продолжать работать.
Надо только понять одно: самое главное – не обвинять друг друга, а трудиться вместе, быть рядом и в дни побед, и в дни поражений. Только так можно добиться чего-то существенного».
И все же Хиддинк признался, что работать в России ему интересно и что при определенных обстоятельствах он был бы не прочь продлить контракт, который истекает в 2008 году. «Я бы с удовольствием продолжил работать со сборной России не только в ближайшем будущем, – сказал он. – Но для этого нужно исключить нелепые эмоции, связанные с недовольством отдельно взятым результатом. Надо все делать вместе и не противопоставлять себя друг другу».
Примечательно, что совсем недавно президент России Владимир Путин в своем выступлении весьма лестно отозвался о работе голландского специалиста. Кто знает, может, именно поддержка президента РФ повлияла на решение Хиддинка выступить с критикой своего непосредственного начальника.
Возможна и другая ситуация. Не исключено, что Хиддинк умышленно пошел на обострение отношений с Мутко, провоцируя того на досрочный разрыв контракта. Общеизвестно, что голладец далеко не в восторге от уровня российского футбола, с которым он познакомился в последние месяцы, а также от качества игры даже ведущих наших игроков. Возможно, Хиддинк понял, что ему не удастся решить задачу выхода в Евро-08 с таким «материалом», и он, дабы не ронять реноме удачливого тренера, решил «выйти из игры».
Пока сложно сказать, чем обернется для Гуса Хиддинка публичная критика главы Российского футбольного союза. В самом РФС отказываются как-либо комментировать резкие высказывания голландского специалиста.
Нам остается лишь отметить, что случаи критики глав национальных федераций со стороны главных тренеров сборных хоть и нечасто, но встречались и раньше.
В 1969 году сборная Бразилии блестяще прошла отборочный турнир мирового первенства, возвратив своим поклонникам надежду на возвращение титула чемпионов мира. Возглавлял ту команду Жоан Салданья – больше журналист-аналитик, нежели тренер. Он был известен своим экспрессивным нравом, крайне левыми убеждениями и несдержанностью в словах. Доставалось от него и руководству Конфедерации Футбола Бразилии – ее он открыто ругал за плохую организацию сборов, попытки эксплуатировать труд игроков в погоне за прибылью и прочие недостатки. Боссов, или, как говорят в Бразилии, «картол» Конфедерации, такая позиция не устраивала, и после отлично проведенного отборочного цикла, в котором бразильцы выиграли все шесть матчей с общим счетом 23:2, Салданье указали на дверь. Сборную принял тогда еще совсем молодой Марио Загалло.
В больной футболом стране тогда развернулась полемика на тему: следовало ли увольнять из сборной Салданье. Кое-где горячие бразильцы даже прибегали в качестве последнего аргумента к револьверной стрельбе.
Но сборная, созданная Салданьей, играла на ЧМ-70 в Мексике под руководством Загалло, там бразильцы в третий раз выиграли золото, и об увольнении Салданьи быстро забыли.
В сборную он больше никогда не возвращался, в основном комментировал футбольные матчи. Умер в июле 1990 года во время 13-го чемпионата мира по футболу, который проходил в Италии.
Нам же, быть может, более близок пример Анатолия Бышовца. После Евро-92 он встал на сторону игроков сборной СНГ, провально выступивших на европейском первенстве, но требовавших от главы РФС Вячеслава Колоскова премиальных. Бышовца убрали из команды не столько из-за его поддержки футболистов, столько из-за неудовлетворительного результата, показанного командой. Однако меньше чем через полтора года футболисты потребовали вернуть его в сборную, требуя поставить Бышовца вместо Павла Садырина. Колосков не «прогнулся», большинство «отказников» не поехало на чемпионат мира в США.
Впоследствии Бышовец неоднократно выступал с критикой руководства в РФС, но летом 1998 года под давлением общественности Вячеслав Колосков вынужден был вновь доверить сборную Бышовцу, до этого отлично зарекомендовавшему себя в работе с «Зенитом». Однако на этот раз у известного специалиста со сборной откровенно не получилось.
Команда проиграла под его руководством шесть матчей подряд, и уже в конце 98 года Колосков с легким сердцем освободил Бышовца от занимаемой должности.
После этого Анатолий Федорович вновь переместился в стан критиков политики РФС.
Есть в этой череде и примеры откровенно анекдотичного свойства. Месяц назад, например, главный тренер сборной этой африканской страны – немец Бурхард Цизе, был избит на тренировке. Постарались болельщики сборной, науськанные федерацией.
Дело в том, что за день до инцидента Футбольная ассоциация Малави уволила Цизе с формулировкой за «недостойное поведение».
Но стойкий ариец, узнав о такой несправедливости, собрал команду, объявил, что он по-прежнему занимает пост главного тренера, и заставил игроков тренироваться.
За что и поплатился.
С Хиддинком, специалистом мирового уровня, такого в России, конечно же, не произойдет, но в том, что его слова, сказанные в пятницу спортивному изданию, будут иметь последствия, сомневаться не приходится.
www.gazeta.ru