forum.rastrnet.ru  

Вернуться   forum.rastrnet.ru > Игротека > RPG

 Сообщения за день       Добавить альбом       Поиск      Правила форума  


 
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 23.10.2004, 00:57   #10
Аркон
Гость
 
Сообщений: n/a
По умолчанию

История японского "самурайского" меча

Название "самурайский" можно считать условным. Оно привычно для европейца,
понимающего под этим типом меча в первую очередь катану, но в саму Японию
эта форма меча пришла из Кореи, и в японских хрониках Vii-xiii вв. такой
меч назывался "корейским". Древнеяпонский меч - цуруги - имел длинную
рукоять и прямое обоюдоострое лезвие. Носили его за спиной наискось и
обнажали, хватаясь за рукоять сразу обеими руками.
Начиная с Iii в.н.э. цуруги становится заточенным только с одной стороны,
и у некоторых его типов появляется массивный противовес на рукояти.
Изогнутый клинок в Японии начинают делать в эп*** Хэйан (первое серьезное
упоминание о них относится к 710 г.), то есть почти одновременно с
появлением классической сабли на Ближнем Востоке. К Xii в., с ростом
власти и усилением самурайского сословия, кривой клинок, являющийся
табельным оружием самурая, полностью вытесняет в Японии прямой.
И в европейской, и в нашей литературе существует достаточная путаница в
наименованиях самурайских мечей. Известно, что самурай носил два меча -
длинный и короткий. Такая пара называлась дайсё (букв. "больший и
меньший") и состояла из дайто ("большего меча"), бывшего основным оружием
самурая, и сёто ("меньшего меча"), служившего запасным или дополнительным
оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири,
если у самурая отсутствовал специально для этого предназначенный кинжал
кусунгобу. Правда, обычай ношения двух мечей окончательно сложился только
к Xvi в.
Длинный меч имеет длину лезвия больше двух сяку (сяку = 33 см), короткий -
от одного до двух сяку (то есть 33-66 см). Длинный меч - наиболее
известный в Европе, обычно называют "катаной". Но это не совсем правильно.
Катаной называется такой длинный меч, который носится в ножнах, заткнутым
за пояс лезвием вверх, и выхватывается из ножен, обнажаясь, движением
сверху вниз. Такой метод ношения меча появился в Xiv-xv вв. и стал
основным, наиболее удобным (кстати: ношение катаны за поясом лезвием вверх
позволяет удобно вытаскивать ее не только правой, но и левой рукой) До
этого времени словом "катана" обозначался заткнутый за пояс длинный кинжал
или короткий меч, а длинный носил название "тати".
Тати носился на боку на перевязи, привязанной к ножнам, в которых он
размещался лезвием вниз, обнажаясь движением снизу вверх. Такой способ
ношения длинного меча годился, когда самураи воевали, в основном, верхом,
но для пешего это было существенно менее удобно. К тому же, этикет
требовал, чтобы при входе в дом длинный меч снимали, а вынуть меч в ножнах
из-за пояса гораздо проще и удобнее, чем каждый раз отцеплять их от
перевязи и потом привязывать обратно. С Xiv-xv вв., когда такие мечи стали
носить, в основном, за поясом, ношение меча на перевязи стало считаться
скорее церемониальным, и потому сам тати и его ножны отделывались гораздо
богаче, ибо были парадными.
Короткий меч, который всегда носили в ножнах за поясом, назывался катана
или танто, когда его носили в паре с тати. А когда его носили в паре с
длинной катаной, его называли вакидзаси. Так что наименование самурайских
мечей отражает, в основном, способ их ношения, а извлеченные из ножен
больший и меньший мечи, как бы они ни назывались, имели одинаковую длину и
форму, разве что очень ранние формы меньшего меча (в те поры, когда он еще
назывался катаной) имели едва заметную кривизну и казались почти прямыми.
Катана - более длинный в классической паре слегка изогнутых самурайских
мечей (70-80 см). Отличается от тати расположением изгиба клинка (не ближе
к рукояти, а в средней или верхней части), а также способом ношения: не
подвешенным к поясу лезвием вниз, а особым образом продетым сквозь пояс
лезвием вверх.
Вакидзаси - короткий японский меч (50-70 см). В паре с катаной образует
дайсё.
Дайто - длинный японский меч (95-120 см). Разновидностями д. , в
частности, являются катана и тати. Длина дайто - 95-120 см, сето - 50-70
см. Рукоять длинного меча рассчитана обычно на 3,5 кулака, короткого - на
1,5. Ширина лезвия у обоих мечей - около 3-х см, толщина спинки - 5 мм, в
то время как лезвие имеет остроту бритвы. Рукоять обычно обтягивается
акульей кожей или обматывается таким образом, чтобы рукоять не скользила в
руках. Вес длинного меча около 4-х кг. Гарда у обоих мечей была небольшой,
лишь слегка прикрывающей руку, имела круглую, лепестковую или многогранную
форму. Называлась она "цуба". Цуба малого меча могла иметь дополнительные
прорези для вкладывания в его ножны дополнительных ножей - метательной
кодзуки и хозяйственного когая. Производство цуб превратилось буквально в
художественный промысел. Они могли иметь сложную ажурную форму, украшаться
резьбой или рельефными изображениями.
Меч в японском обществе и японской культуре был и остается одним из
символов императорской династии, предметом синтоистского культа, одним из
символов воспитания национального духа. Перед тем, как приступить к
изготовлению настоящего традиционного японского меча, японский кузнец
совершал долгий подготовительный ритуал, напоминающий подготовку русского
иконописца к росписи церкви или к созданию важной для него иконы: пост,
очистительные омовения, долгие молитвы, облачение в чистые, церемониальные
одежды, целибат.
Пожалуй, ни в одной стране мира не был так развит этикет меча. Как и в
других регионах, заткнутый за пояс с правой стороны или положенный справа
от себя клинок означал доверие к собеседнику, ибо из этого положения меч
было труднее привести в боевую готовность. При входе в дом длинный меч
оставлялся у входа на специальной подставке, и войти внутрь с этим мечом
означало демонстрацию крайнего неуважения. Передавать меч кому-либо как
для показа, так и на хранение, можно было только рукоятью к себе - поворот
меча рукоятью к противнику означал неуважение его способностей
фехтовальщика, поскольку настоящий мастер мог мгновенно этим
воспользоваться.
При демонстрации оружия меч никогда не обнажался полностью, и касаться его
можно было только шелковым платком или листом рисовой бумаги. Обнажение
меча, удар ножнами о ножны и, тем более, бряцание оружием было равносильно
вызову, за которым мог последовать удар без всякого предупреждения. Как и
в Европе, мечи могли иметь имена и передавались из поколения в поколение.
А лучшие японские оружейники часто специально не клеймили свои мечи,
считая, что оружие само рассказывает о то, кто его создал, а человеку,
который не способен этого понять, и знать незачем, кем меч создан. Слово
"меч" часто табуировалось, и, например, "вакидзаси" буквально означает "на
боку воткнутое"...

(с) К.В.Асмолов. История холодного оружия: Восток и Запад (части 1,2)
  Ответить с цитированием
 


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Профессиональная химия,инвентарь и техника для клининга Анна МЛС Работа, услуги 0 19.01.2010 17:52


Текущее время: 07:40. Часовой пояс GMT +7.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4 Patch Level 5
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
Форум открыт в июле 2004 г.
Кошки и котята Красноярска и Сибири Живой Мир Сибири