К нам едет ревизор...
 
Правда, ревизор не финансовый – духовный. К нам едет скандально известный диакон 
Андрей Кураев. 
Диакон Андрей Кураев – один из немногих православных священнослужителей, 
систематически и активно выступающих публично, причем как «в живую», так и в 
Интернете. Как правило, никто из священнослужителей не решается выступать 
открыто, с трибуны – и это легко объяснимо: в РПЦ существует жесткая иерархия 
отношений, и фактически собственное мнение без решения Собора не может публично 
высказывать даже патриарх. 
На самом деле ситуация с диаконом Кураевым еще более парадоксальна, чем кажется 
на первый взгляд. За всю историю православной церкви не было еще подобного 
случая, чтобы низший церковный чин мог настолько безнаказанно оплевывать и 
унижать известных деятелей науки, культуры, других религиозных течений. 
Возникает вопрос – почему же обычный диакон (а диакон – это всего лишь одна из 
низших степеней священства) берет на себя смелость активно клеймить – от лица 
церкви – всех так называемых «сектантов», инакомыслящих и просто не согласных с 
его мнением? 
И почему Кураев имеет такой успех среди простого населения? 
Любопытно, что Кураев, будучи большим любителем поспорить, никогда не 
ввязывается в споры с профессиональными религиоведами или идеологами других 
конфессий. Объясняется это просто: все критики Кураева отмечают его крайнее 
невежество, неграмотность даже в элементарных вопросах религиоведения, 
приверженность к словесной эквилибристике, что, естественно, не проходит в 
профессиональной среде. 
Забрасывая своих слушателей словесной шелухой, обильно сдобренной цитатами из 
Библии, Кураев фактически провоцирует нехристианскую озлобленность и 
нетерпимость ко всем неправославным. Это, без сомнения, удобный прием для 
достижения своих целей: ведь лучший способ доказать свою правоту – это найти 
врага и заклеймить его. 
Кураев клеймит все и вся без малейшей логики и здравого смысла. По его мнению, 
все католики и протестанты – еретики, Библия была написана только для 
православных, а другие религии и конфессии пользуются ей незаконно. 
В своих лекциях и публицистике Кураев использует методику доктора Геббельса, 
растворяя частички правды в большой лжи, находя врага и обвиняя его во всех 
существующих проблемах, нагнетая истерию «сатанизма» призывая к поддержке РПЦ 
как единственной силы, способной справиться с врагом. 
Поражает умение Кураева владеть аудиторией. Кураев использует методы 
нейро-лингвистического программирования, втягивая людей в некий транс, в котором 
можно внушить все, что угодно. Наглядный пример начала одной из его лекций «Мир 
церковных запретов»: аудитории задается риторический вопрос: «Все ли каноны 
Иисуса Христа следует исполнять?» Выдерживается небольшая пауза, во время 
которой люди успевают подумать – «конечно же». Сам же «мастер» дает 
противоположный ответ – «нет!». В зале наступает гробовая тишина, которая 
свидетельствует о попадании в самое яблочко - люди оказываются в замешательстве, 
в шоке, защитные свойства психики парализованы, «фильтр» снят, дорога к сознанию 
открыта. Теперь можно говорить все, что угодно - парализованное сознание должно 
принимать все за чистую монету. 
Что это – лекция православного священника или сеанс массового гипноза? 
Лучший друг Кураева – Александр Дворкин, самостоятельно объявивший себя лидером 
антисектантского движения в России. В отличие от Кураева, Дворкин не обладает 
даром воздействия на публику и занимается прямыми подтасовками фактов. Основной 
принцип Дворкина – «дети за отцов ответчики». Вся его логика построена на одном: 
если кто-то из какой-то секты где-то за границей был когда-то привлечен к 
ответственности, то за это отвечает вся секта, и вся секта де-факто становится 
преступной. 
По логике Дворкина, любая секта по умолчанию является «сатанистской». Так как на 
самом деле сатанистских сект не существует (по крайней мере в России), то 
Дворкин вынужден постоянно поддерживать общественный ажиотаж вокруг так 
называемого «сатанизма», систематически публикуя измышления о новых 
преступлениях сатанистов, либо, что случается еще чаще, обвиняя в сатанизме 
обычных преступников. В Москве и Петербурге эта истерия достигла таких 
масштабов, что даже милиция рассматривает в любом кровавом преступлении в 
качестве рабочей гипотезы деятельность неких сатанистских организаций. 
Не гнушается Дворкин и прямой ложью. В частности, получил широкое 
распространение выдуманный Дворкиным миф о том, что приверженцы секты Сен Муна 
(муниты) подмешивают кровь самого Муна в бесплатно раздаваемые детям конфеты с 
целью их «сатанистского» одурманивания. Очевидно, что на легковерную публику 
такие сказки действуют безотказно, а падкие до сенсаций журналисты охотно 
раздувают эти слухи. 
Именно Дворкину принадлежит авторство ненаучного термина «деструктивная 
тоталитарная секта», который он умудрился протащить даже в новый уголовный 
кодекс. Благодаря стараниям Дворкина в 1996 году был церковью выпущен справочник 
по тоталитарным сектам, не имеющий ничего общего с действительностью, в котором 
все без исключения религиозные деноминации описаны как вредные и опасные секты. 
Школа пропаганды, пройденная Дворкиным на радио «Свобода» и в датском 
«Диалог-центре», проявляется в стиле ведения той войны, что вот уже более десяти 
лет он ведет против российских «сектантов». Придумать новые термины с 
отталкивающим звучанием, дать им произвольное определение и затем, заклеймив ими 
врагов-инаковерующих, неустанно повторять их везде, кстати и некстати. 
Любого ученого-религиоведа Дворкин клеймит как подкупленного союзника 
тоталитарных сект. Он в принципе не приемлет возможности светского исследования 
сект, утверждая как единственно возможное – негативное и отрицательное. 
 
После первого же взгляда на деятельность Кураева и Дворкина возникает мысль: а 
не самозванцы ли они? 
Нет, к сожалению, не самозванцы. Это было бы слишком просто. 
Андрей Кураев закончил философский факультет МГУ по кафедре истории и научного 
атеизма, в 1985 году перешел на работу в Московскую Духовную Академию, в 1988 
году окончил Московскую Духовную Семинарию, после чего неожиданно уехал за 
границу, в Румынию, где пробыл 3 года и где был рукоположен в священники. 
А вот дальше начинаются чудеса. Вернувшись в Россию, он сразу же становится 
референтом патриарха Алексия II. Во время пребывания на этой должности за 
фанаберию и апломб Кураев получил прозвище «диакона всея Руси». В это же время 
он заканчивает Московскую духовную академию. В 1996 году Алексий II присваивает 
ему звание профессора богословия. 
Очевидно, что вся деятельность Кураева активно поддерживается Московским 
патриархатом. Свидетельством тому и надписи на его многочисленных книгах 
«Одобрено Издательским Советом Московского Патриархата». 
Кураев имеет сложные и тесные связи в самых верхах РПЦ. По словам самого 
Кураева, в присвоении ему сана диакона и в представлении Алексию II сыграл 
значительную роль отец Иоанн (Экономцев), с которым у Кураева «теплые и близкие 
отношения». Любопытно, что впоследствии Кураев нанес отцу Иоанну предательский 
удар в спину, обвинив его в «про-оккультистской» деятельности. 
Александр Дворкин, будучи евреем по происхождению, был исключен из 
педагогического института за посещение синагоги для празднования пурима. 
В 1977 году эмигрировал из России в США, где занимался русской литературой. В 
1983 году стал кандидатом богословия. С 1988 года Дворкин работает на 
радиостанции «Голос Америки», а впоследствии – редактором отдела на радиостанции 
«Свобода». В США Дворкин закончил Хантер-колледж, который он впоследствии 
скромно называл университетом. 
В 1992 году Дворкин вернулся в Россию, где был обласкан Московской патриархией. 
В 1993 году он возглавил Центр священномученика Иринея Лионского по борьбе с 
новыми религиозными движениями. 
Стоит отдельно остановиться на возглавляемом Дворкиным Центром Иринея Лионского. 
По словам Дворкина, Центр существует на пожертвования анонимных меценатов и 
гонорары самого Дворкина. Эта легенда абсолютно несерьезна, если присмотреться к 
масштабам деятельности Центра по всей территории России. Совершенно очевидно, 
что бюджет Центра поддерживается некой серьезной организацией и, естественно, с 
вполне определенными целями. 
Дворкин по сей день является гражданином США, и фактически вся его деятельность 
на территории России не совсем законна. Он называет себя профессором, хотя 
никакого документа – ни российского, ни американского – в подтверждение этого 
звания представить не может, а на любые вопросы в отношении своего 
профессорского звания отвечает фразой «опять сектантские сплетни повторяете». 
Очень часто Дворкин называет себя «доктором философии», которым он, 
действительно, стал автоматически, закончив философский факультет малоизвестного 
американского университета в Фордхеме. Очевидно, что это звание не имеет ничего 
общего с званием российского доктора наук, однако легковерным слушателям это 
невдомек. 
Любопытна справка, представленная профессором, деканом факультета журналистики 
МГУ Засурским: «Господин Дворкин Александр Леонидович был приглашен для чтения 
лекций студентам церковного отделения факультета журналистики МГУ, но затем 
контакт с ним не был продлен из-за отсутствия образовательного уровня, 
необходимого для ведения преподавательской работы в университете». 
Каков итог деятельности Кураева и Дворкина? 
Если отбросить внешний антураж, вся их деятельность сводится к одному – в России 
должна существовать только одна, Русская православная церковь. Все остальные 
религии должны быть сведены к уровню сектантства и запрещены. Причем, согласно 
логике Кураева (вернее, тех, кто стоит за ним), это концепция распространяется и 
на традиционно неправославные территории, такие, как буддистская Бурятия и 
мусульманский Татарстан, где, если следовать логике Кураева и Дворкина, уже 
деятельность РПЦ является сектантсткой. 
Так как достичь этой цели мирными способами нереально, то вся деятельность 
Кураева и Дворкина сводится к разжиганию религиозной розни между различными 
конфессиями. 
Примечательно, что свой главный козырь - тезис о психическом вреде, который 
якобы наносят гражданам новые религиозные движения – Кураев и Дворкин не 
доказывают ничем, очевидно, считая его само собой разумеющимся. 
В результате Кураев и Дворкин фактически достигают цели, обратной той, которую 
они заявляют: вместо возвращения к истинной русской духовности и культуре они 
провоцируют религиозные и расовые междоусобицы. 
Под влиянием пропаганды Кураева и Дворкина по всей России происходят акты 
вандализма против конфессий, не относящихся к РПЦ, в частности, 
межконфессиональные конфликты в Нижнем Новгороде и Димитровграде, погром церкви 
«Любовь Христа» в Екатеринбурге. 
Фактически Кураев и Дворкин ведут деятельность, сравнимую с деятельностью самых 
жутких сект: они одурманивают народ, лишая его возможности выбора, блокируют 
любые попытки реализации свободы вероисповедания. Само собой, эти действия не 
остаются незамеченными: диакону Кураеву отказывают в проведении лекций не только 
отдельные организации, но целые города и даже области. Чтение его лекций 
запрещено в Санкт-Петербурге и Калужской области. В Оптиной пустыни, в 
Славяногорском монастыре запрещена продажа книг Кураева. 
Ну, а какова их цель? 
Цель номер один – безусловно, выполнение указаний своих хозяев. Кто эти хозяева 
– догадаться несложно, достаточно лишь подумать – кому выгодно? 
Цель номер два – собственное обогащение и выход на определенный уровень 
положения в церковной иерархии, что для неудачника-эмигранта Дворкина и не 
имеющего особых перспектив Кураева достаточно важно. 
Большой вопрос – для чего нужна такая деятельность «хозяевам»? Ответить на этот 
вопрос не так просто. Видимо, кому-то нужны, с одной стороны, нестабильность и 
неустойчивость в обществе, и, с другой стороны – послушное и управляемое стадо 
вместо свободного народа. 
 
Почему именно Кураев и Дворкин? Почему не кто-то более серьезный? Да все очень 
просто. Эти два деятеля – это разменная монета, это те, кто, выполнив свою роль, 
может безболезненно уйти со сцены, не потащив за собой крупные фигуры. Это те, 
на кого, в случае чего, можно просто свалить всю вину. 
В заключение хотелось бы напомнить определение Архиерейского Собора РПЦ от 2 
декабря 1994 года: "Господь сулил нам жить во времена, когда «много лжепророков 
появилось в мире» (1 Ин. 4,1), которые приходят к нам «в овечьей одежде, а 
внутри суть волки хищные» (Мф. 7,15)». 
 
 
© Иркутский региональный портал  «БАБР.RU», 16.02.2004
 
http://babr.ru/index.php?pt=news&eve...DE=11612&for=1